Сцена из сериала «Безумцы»
Как выбрать профиль
и начать карьеру в рекламе
Агентство или клиентство
Инсайты о работе по обе стороны
Отучившись на факультете рекламы, я не представляла, как устроена индустрия. Работу выбирала интуитивно и прошла долгий путь. Пять лет я работала в агентствах. Сначала в ивентах: организовывала мероприятия для «Майкрософт». Потом в сетевых креативных агентствах: запускала кампании для «Проктера», снимала ТВ-ролики для «ПепсиКо». В начале 2019-го я перешла на сторону клиента и весь год сравниваю работу в новой роли с предыдущей.

Два пути построить карьеру в рекламе: на стороне клиента или на стороне агентства.
На стороне клиента в отделе маркетинга. На стороне агентства: в креативе или менеджменте проектов. Важно определиться с профилем и вашей ролью. В этой статье я сравню:
чем занимается клиент, а чем агентство;
агентства: какие бывают и кем там можно стать;
клиентство: роли в маркетинге;
как устроиться на работу.

    Римма Асмян
    Побывала по обе стороны в «ББДО» и «Адидас»
    Чем занимается клиент, а чем агентство
    В рекламе креатив помогает решать бизнес задачи. Например, клиент решает завоевать мужчин старше шестидесяти новым анти-возрастным кремом. Ставит задачу агентству снять ролик с красивыми женщинами, сделать спецпроекты в журналах для взрослых и устроить вечеринку в стиле «Плейбой». Агентство пишет сценарий, договаривается с журналами и ищет особняк. Клиент утверждает концепцию ролика, иллюстрации для статьи и количество шампанского на вечеринке.

    Маркетологи клиента определяют задачи бренда, агентство придумывает креативный способ, как их решить. Чтобы определиться, какую сторону выбрать, нужно понять главное: хочешь ли ты заниматься креативом или быть менеджером. Создавать или управлять. Придумывать сценарии роликов или стратегию бренда.
    Клиент
    Работает с одним брендом
    Определяет стратегию продвижения продукта
    Планирует календарь рекламных кампаний
    Ставит задачи внутри и подрядчикам
    Отчитывается об эффективности
    Стресс и переработки, но реже



    Агентство
    Несколько клиентов одновременно
    Разрабатывает креативную концепцию
    Создает контент: фото, видео, анимация
    Решает задачи клиента
    Важен креативный подход и экспертиза
    Стресс и переработки
    Агентства: какие бывают и кем там можно стать

    Глобально агентства бывают трёх типов:
    ATL: Above The Line. Реклама на ТВ, в Интернете, в журналах.
    BTL: Below The Line. Оффлайн бизнес от организации мероприятий до промо в супермаркетах.
    TTL: Through The Line. Интегрированные кампании, микс ATL и BTL.

    Закончив универ я не знала, какие есть варианты, поэтому сразу пошла в BTL. Думала, что организовывать мероприятия невероятно весело. Сейчас я с большим удовольствием буду там в качестве гостя. Но 6 лет назад мне нравилось ездить по России, искать переходники для проектора в Екатеринбурге и водку в Финляндии.

    Каждый профиль интересен по-своему. Выбирай, что ближе тебе: креатив, технологии, или журналисты, медиа и вечеринки. В таблице ниже я перечислила основные виды и чем они отличаются.

    Помимо профиля, важно определиться со ролью. На стороне агентства всегда есть менеджер по работе с клиентами (аккаунт-менеджер). Чаще всего еще есть арт-директор и копирайтер. Остальные варьируются в зависимости от специализации. В списках я выделила только отличающиеся роли.
      Виды рекламных агентств
      Креативное
      Придумывают концепцию рекламной кампании, слоган, сценарий ролика.

      1. Когда я работала в агентстве Grey, для новых бритв с шариковым роликом мы придумали слоган «У нас есть шары». И серию принтов, в которых раскрывали тему шаров и мужественности.

      Кому понравится: творческим людям, готовым находить компромисс с клиентом.

      Кем стать: менеджером по работе с клиентами, арт-директором, дизайнером, креативным директором, копирайтером.

      Агентства
      :
      BBDO, Leo Burnett, Ogilvy, DDB, JWT, McCann, Saatchi&Saatchi, Friends.
      Продакшен
      Снимают фото, видео, создают анимированные ролики.

      2. Мы пришли в продакшен со сценарием ролика. Ребята посчитали стоимость, нашли режиссёра, актёров. Сделали декорации, музыку и графику. Сняли, смонтировали, озвучили, отдали.

      Кому понравится: предприимчивым ребятам, готовым искать дрессировщика животных в ночь перед Рождеством.

      Кем стать: продюсером, монтажером, звукорежиссёром, специалистом по цветокоррекции.

      Агентства: HYPE, Fibr Film, Fetish Film, ASAP, Рабочее название.
      Медиа
      Считают эффективность и размещают рекламу везде: от ТВ до остановок.

      3. Отснятые ролики отдали медиа-агентству. Коллеги посчитали медиа-план: площадки, аудитория, охват, конверсия. И разместили ролики в соц.сетях, на Ютубе и в заставке к передаче про рыбалку.

      Кому понравится: тем, кто любит цифры и аналитику.


      Кем стать: медиа-байером, медиа-планнером, аналитиком, менеджером спец.проектов.

      Агентства: Mediacom, Havas, OMD, Carat, Dentsu.
      Диджитал
      Собирают баннеры, сайты и промо-страницы, приложения, ведут СММ.

      4. Чтобы рассказать о новой бритве, диджитал агентство собрало лендинг и анимированные баннеры. Которые медиа-агентства потом старгетировало на людей, ищущих бритвы.

      Кому понравится: любителям диджитала и технологий.

      Кем стать: продюсером, разработчиком, арт-директором.

      Агентства
      : Wunderman, ONY, Media Direction, Setters.
      Пиар
      Пишут пресс-релизы, собирают пресс-конференции, общаются со звездами.

      5. Близилось 23 февраля и наши пиар-менеджеры добавили бритвы в подборки подарков, разослали их блоггерами в качестве сувениров в упаковках в виде шаров (все в креативной концепции).

      Кому понравится: общительным, тусовщикам, мечтавшим быть журналистами.

      Кем стать: пиар-менеджером.

      Агентства: Lunar Hare, Mint.
      BTL
      Делают все, что оффлайн: мероприятия, промо в магазинах.

      6.
      Запустили промо в гипермаркетах: подарок за покупку. Проработали
      механику, произвели сувениры, развезли их по всей стране и провели акцию в 16 городах.

      Кому понравится: стойким и находчивым.

      Кем стать: ивент-менеджером, спец-ом по производству, персоналу.

      Агентства: e:mg, Action, Department, Louder.
      Клиентство: роли в маркетинге

      Выбирая работу на стороне клиента, важно определиться с брендом и своей ролью в компании. Внутри организации могут быть устроены очень по-разному, но всегда есть человек, отвечающий за продукт и человек, отвечающий за бренд. Ценность людей на стороне клиента определяется их опытом в бизнесе и навыками менеджера. При этом менеджером стать сложно: сначала ты младший специалист, потом просто специалист, потом ведущий и только потом менеджер. Менеджер — человек, способный несмотря на бюрократию, договориться со всеми отделами и реализовать задуманное.

      Менеджер по продукту. Составляет ассортимент, определяет стоимость товара, дистрибуцию, позиционирование. Отвечает за продажи.

      Бренд-менеджер. Исходя из бизнес-задач, определяет стратегию коммуникации, аудиторию, планирует рекламные кампании, распределяет маркетинговый бюджет. Разрабатывает концепцию с креативным агентством напрямую или через специалиста по маркетинговым коммуникациям (МарКом).

      Менеджер-специалист. Отвечает за свой канал. Бывают специалисты по медиа, ивентам, пиару, инфлюенсерам. Как правило это люди, перешедшие из агентства, обладающие экспертизой в своей отрасли. Они ставят задачи агентствам и оценивают их предложения на адекватность.
      «Не конкурируйте с вашим рекламным агентством в творчестве. Зачем держать собаку и самому лаять?»
      Девид Огилви, «Отец рекламы»
      Самое сложное — оценить предложения креативного агентства. Идеи, дизайн. На стороне агентства много шуток о клиентском креативе и комментариях. Много боли из-за согласований. Но перейдя на сторону клиента, я сама превращаюсь в того, кто на съемках просит переснять кадр шестьдесят раз, пока продукт не будет виден как надо. Потому что мне потом с этими фотографиями делать витрины и баннеры.

      Но ирония в том, что самые сильные работы получаются, когда креативить дают тем, кого для этого наняли. Как сказал мне фотограф: «Потому что ты думаешь, как продать леггинсы, а я думаю, как найти ракурс».
      Бренд-менеджер

      Работает с одним брендом
      Контролирует свой график
      Менеджерит кампанию полностью
      Презентует планы и результаты руководству
      Договаривается со всеми отделами
      Медленный карьерный рост в корпорация
      Работает в бизнес-среде





      Аккаунт-менеджер

      Несколько проектов одновременно
      Зависит от сроков клиента
      Заставляет креатив работать
      Почти не презентует
      Принимает претензии клиента
      Можно быстро расти, переходя в агентства
      Работает в креативной среде, часто пьет


      Совет бренд-менеджеру

      Выбирайте компанию, ценности которой вы разделяете. Невозможно хорошо продавать то, во что не веришь. Это одна из причин, почему я ушла из агентства. Клиента выбирать не приходится. Когда приходят с задачей «Увеличить потребление чипсов на 40%, чтобы ели дома, в кино, на работе, на прогулке и добавляли в салат»... приходится собирать ролик. Хоть и мечтаешь, чтобы этого никогда не произошло. В то же время чем больше вреда продукт наносит, тем больше корпорация платит. Алкогольные, табачные компании — самые щедрые ребята.
        Как устроиться на работу

        Устроиться в агентство проще всего пройдя рекламную школу. Они созданы при ведущих креативных агентствах и дают как практику, так и теорию. Обучение длится год-два и стоит от ста тысяч и выше. Примеры школ: «Икра», «Мэдс» (Френдс), «Вордшоп» (ББДО), «Ферма» (МакКен).

        В корпорациях существуют длительные программы стажировок, пройдя которые есть хороший шанс попасть в штат. Такие программы есть у «Юнилевер», «Марс», «ПепсиКо».
        Устроиться в корпорацию

        Начать с ассистента
        Перейти из агентства
        Пройти стажировку


        Устроиться в агентство

        Закончить рекламную школу
        Участвовать в конкурсах
        Пройти стажировку
        Начать с секретаря

        Почитать: «О рекламе» Девид Огилви;
        Посмотреть: «Безумцы» сериал о рекламщиках;
        Подписаться: «Состав», «ЭдЭйдж», «ЭдВик»;
        Посмеяться: «Клиент» телеграм-канал.
        Made on
        Tilda