Коллективное сознательное

( как это было )
Гид по фестивалю
Домашний кинотеатр
Три медитации на каждый день
Фокус на внимание
Арт Станция: интервью
Мерч фестиваля
Прямая речь
Цитатник фестиваля
Вместо прощания
Это Алина и Маша — создатели Арт Станции. Весной мы захотели объединить опыт наших творческих путешествий и сделать что-то совершенно новое, большое и яркое. Так получился фестиваль «Коллективное сознательное».

И вот — август, Турция, Babakamp в горах, пять кураторов, 45 участников и программа мастерских и тренингов, которая за неделю пересобрала каждого из нас. С одной стороны, все отправились на фестиваль. А с другой — все отправились в приключение к себе через танец, театр, музыку, голос и медитации.

Тихое и громкое, личное и общее, бурное и спокойное, но всегда искреннее: мы раскрывали возможности тела, чувств и мышления и учились иначе смотреть на себя, людей и мир вокруг.

Конечно, мы знали, что это будет круто. Но получилось даже лучше — и мы решили сделать зин, чтобы всё вспомнить и рассказать об этом вам. Именно его вы и открыли.
Создатели Арт Станции — Алина Яшина и Маша Буторина
Коллективное сознательное – это люди
Кураторы:
Максим Диденко
режиссёр, хореограф и педагог
Владимир Варнава
танцовщик, хореограф и режиссёр
Дарья Румянцева
актриса театра и кино,
основатель онлайн-школы актерского мастерства
Савва Розанов
музыкант, композитор, продюсер
Софья Светлая
фотограф и преподаватель
Аня Алексеева
координатор
Катя Павлова
координатор
Настя Мясникова
дизайн фирменного стиля
Дарина Веселовская
тексты
Ксения Гурьева
название
Екатерина Сосновская
верстка сайта и зина
Участники фестиваля:
Владимиров Алексей, Анисимова Мария, Егорова Виктория, Панкова Дарья, Цветков Илья, Герасимов Михаил, Мешкова Ева, Поляков Егор, Сергеев Давид, Золотарева Виктория, Петров Ярослав, Ефимов Ярослав, Савельев Дмитрий, Михайлова Анна, Соколова Мирослава, Захарова Кира, Колосов Александр, Сергеев Николай, Трофимова Вероника, Свиридов Владислав, Агеева Мия, Авдеев Гордей, Иванов Тимофей, Новикова Анна, Петрова Стефания, Клюева Дарина, Шишкин Ярослав, Белова Мария, Лосева Аврора, Вишневский Илья, Смирнова Варвара, Крылов Матвей, Волкова Василиса, Баранова Светлана, Филиппова Мария, Никифорова Анастасия, Лаврентьева Мария, Алексеева Анна, Петрова Александра, Родионов Артур, Кузнецова Эмилия, Митрофанов Даниил, Королев Арсений, Андреев Фёдор, Андреева Полина
Все роли — главные
Неделя фестиваля за полторы минуты: о настоящем словно без прошлого и будущего, чудесах, свободе, раи и том, что же нужно переносить, как вирус
Практики фестиваля
Практики на Коллективном сознательном стали привычкой — благодаря им мы будто заново знакомились с органами чувств, возможностями движения и восприятия себя и другого в пространстве. Делимся тремя практиками, которые можно повторять дома, окунаться в воспоминания о фестивале и каждый раз замечать внутри что-то новое
Практика «Скорость от 0 до 10»
Задача: менять скорость движения и пробовать существовать в разных темпах, чтобы замедляться, чувствовать время и себя в нем
Практика «Напрячься и расслабиться»
Когда оцените это, попробуйте приготовить утренний кофе на скорости 2. Или спуститься по лестнице со скоростью 1. Практика помогает убирать автоматизм и больше погружаться в настоящее. Можете вспоминать о ней каждый раз, когда начинаете суетиться.
Практика «Я открываю свой музей»
Задача: находить зажимы в теле и расслабляться
Как делать: у всех нас есть свои привычные скорости, с которыми мы выполняем дела. Оцените минимальную и максимальную скорость и найдите разницу между всеми другими скоростями. Что вы делаете на скорости 4, а что на скорости 7? Куда и зачем спешите на скорости 9 и 10 и часто ли позволяете себе не торопиться для скорости 1?
Задача: учиться взаимодействию с другим человеком, тренировать доверие
Как делать: практика выполняется в паре — встаньте друг напротив друга и смотрите в глаза минимум 15 минут. На фестивале в качестве связующей фразы мы говорили «Я открываю для тебя свой музей души, заходи, смотри». Если захочется, можете тоже произносить такую же фразу. Практика помогает фокусироваться на человеке без отвлечения и концентрироваться на ощущениях, которые мы испытываем с кем-то рядом
Как делать: практику можно выполнять сидя, лёжа или стоя. Поочередно напрягайте разные части тела, держите напряжение минимум 30 секунд, а потом расслабляйте. Руки, ноги, лицо, шея, брови, нос, губы, плечи, живот, кисти, локти — вовлекайте всё. В конце можно напрячь всё тело и так же всем телом расслабиться. Если регулярно практиковать это, вы начнете лучше управлять телом во время тревоги и стресса.
Интервью с кураторами
С этими людьми хочется говорить, не переставая — наши кураторы стали настоящими проводниками в каждом новом опыте. Мы записали пять интервью, чтобы сохранить их голоса и взгляды в том самом августе, который стал общим.
«У каждого произошла встреча с собой»
Режиссёр, хореограф и педагог Максим  Диденко о том, для кого Коллективное сознательное
«Чудо случилось неоднократно»
Танцовщик, хореограф и режиссер Владимир Варнава о задачах, которые встречают на Коллективном сознательном
«Подальше от цивилизации и поближе к себе»
Актриса театра и кино Дарья Румянцева о том, как мы оказались в нужное время в нужном месте
«Все, что было получено здесь, нужно переносить и рассеивать как вирус»
Музыкант, композитор и продюсер Савва Розанов о взаимодействии людей
«Мы находимся в лимбо, в краткосрочном раю»
Режиссер и продюсер Роман Либеров о характере Коллективного сознательного и том, что каждый умеет танцевать
Коллективное сознательное радио
На фестивале так часто звучала музыка, что мы почти сразу решили собирать плейлист. Каждая песня телепортирует в момент, когда она играла для нас всех, и мы как будто переживаем его снова. В плейлисте вы найдёте всё для любого настроения, в любой день, всегда вовремя
Прямая речь
Ваши отзывы о Коллективном сознательном даже не получается так назвать — это целые истории, которые мы перечитали уже десятки раз, но всегда хотим ещё.
Три медитации на каждый день
Фотограф Софья Светлая исследует мир не только через объектив, но и с помощью медитаций. С ними мы начинали каждое утро фестиваля, и предлагаем превратить это в традицию

Медитация баланса

8 минут

Медитация спокойного состояния

6 минут

Медитация наполнения любовью

16 минут

Жить в горах
Уехать дальше от города, чтобы быть ближе друг к другу и самим себе — это про Babakamp, который на неделю стал нашим домом.

Не рассеиваться на внешнее, пробовать новое, рефлексировать и говорить друг с другом. Так и создаётся процесс сотворчества: когда все находятся в одном процессе — открытые, честные и свободные в своих проявлениях.
Babakamp находится на горе Бабадаг — одной из самых знаменитых вершин турецкого побережья. А подняться туда на закат — обязательный пункт путешествий по ривьере.
Бабадаг
С одной стороны — 1300 метров над уровнем моря, а с другой — ферма и густой хвойный лес, где пахнет смолой и сандалом. Команда Babakamp относится к нему как к оазису, и это передается гостям: за дни фестиваля мы убедились, как слияние с природой вдали от города влияет на спокойствие и ясность ума и тела.
Лес
Вдоль моря внизу Babakamp протянуты лучшие пляжи окрестностей — лазурная вода Олюдениза, скалы Кидрака, размах Долины бабочек. Иногда достаточно просто соседствовать с красотой, чтобы становиться лучше — в этом мы убедились.
Олюдениз
Домашний кинотеатр
Что смотрят участники Коллективного сознательного? Делимся списком фильмов, которые мы обсуждали или включали в дни фестиваля.
Восемь с половиной, 1963
Воображариум, 2021
Космическая одиссея, 2001
Не хороните меня без Ивана, 2022
Цена молока, 2000
Молодость, 2015
Великая красота, 2013
Солнцестояние, 2019
Крестный отец, 1972
Кролик Джоджо, 2019
Семнадцать мгновений весны, 1973
500 дней лета, 2009
Вечное сияние чистого разума, 2004
Сцены из супружеской жизни, 2021
Непристойное предложение, 1993
Джентльмены, 2019
Мышьяк и старые кружева, 1944
Фотоувеличение, 1966
Залечь на дно в Брюгге, 2007
Криминальное чтиво, 1994
Амели, 2001
Кафе де Флор, 2011
Рожденный дважды, 2012
Джульетта, 2016
Лучшее предложение, 2012
Властелин колец, 2001
Выживут только любовники, 2013
Отрочество, 2014
Меланхолия, 2011
Вход в пустоту, 2009
Время, 2021
Капитан Волконогов бежал, 2021
Жена Чайковского, 2022
Летят журавли, 1957
Догвилль, 2003
Разомкнутые объятия, 2009
Звезда, 2014
Андрей Рублёв, 1966
Капитан Фантастика, 2016
Пятый элемент, 1997
Мерч фестиваля
Не только быть на Коллективном сознательном, но и носить его на себе: специально для фестиваля мы выпустили дроп футболок и масок.

И если футболки для Арт-Станции — каждый раз новая, но уже традиционная история, с масками все было иначе.

Их мы использовали совсем не для сна. Наши практики были так или иначе посвящены вниманию, а с закрытыми глазами все ощущается острее. Можно подумать, что достаточно было закрыть глаза, но мы убедились — с масками это совсем другая история и новый чувственный опыт.
Все вспоминали практику «Река», где нужно было собраться в группу, представить себя единым организмом, двигаться по залу и имитировать движение реки, касаясь друг друга и издавая звуки. Именно благодаря маскам она стала одной из самых сложных и запоминающихся.
«Когда сняла маску и увидела такие счастливые глаза вокруг — это было невероятно»
Ксения Перцева
Фокус на внимание
На фестивале мы много работали с вниманием. Замечать себя, замечать других, замечать мир вокруг — целенаправленно, спокойно, доверяя и принимая во всех проявлениях. Кажется, что внимание — наша встроенная и постоянная функция.
А вы когда-нибудь задумывались о том, что внимание — ограниченный ресурс?

Психолог Тимоти Уилсон в книге Strangers to Ourselves писал, что каждую секунду в мозг поступает 11 млн единиц информации, хотя сознательно мы можем обработать только 40 из них. Такой показатель вывели, сложив количество рецепторов в органах, посылающих сигналы мозгу.
И можно ли вообще называть внимание ресурсом? Ведь ресурсами мы считаем то, что обеспечивает жизнь: например, воду и еду. Но внимание — это и есть жизнь. Если его нет, жизни мы просто не замечаем.

Просто замрите и подумайте об этом: даже само ощущение, что мы живем — миг, когда мы на этом фокусируемся. И все другие ощущения и чувства — это сумма того, на что мы обращаем внимание. Да, и в конце жизни мы будем считать ей то, на что обращали внимание.

Поэтому Оливер Беркман в книге Four Thousand Weeks говорит, что если вы направляете внимание на то, что не особенно цените, вы платите за это жизнью. Чаще спрашивайте себя в течение дня: «Правда ли я делаю то, что хочу? Я точно хочу на этом фокусироваться?».
Арт-станция: интервью
Разговор с Алиной Яшиной и Машей Буториной, создательницами Арт Станции, можно выпускать как подкаст — так много в нем эмоций и жизни. Из этого интервью вы узнаете об истории фестиваля, открытиях программы, личных и общих радостях и планах. Понимаем, что уже сейчас захотелось пролистать до конца и увидеть, где же будет следующее Коллективное сознательное, но обо всём по порядку
– Как вы решили придумать сделать фестиваль?
Маша: Идея сделать фестиваль была давно, но мы искали формат. Несколько лет назад, когда мы еще делали палаточные кэмпы, думали в сторону арт-кэмпа по аналогии с Архстоянием, чтобы позвать много кураторов и гостей. В моих мечтах это был ивент на несколько тысяч человек, но время шло, наши представления о проекте менялись в сторону комфорта (по крайней мере бытового) точно так же, как и география поездок. Как ни странно (а это звучит очень рациональным), решающим фактором проведения фестиваля стало место. Осенью Алина нашла потрясающую локацию в Турции, которая может вместить больше 50 человек, и там была вся инфраструктура для классного большого кэмпа. К тому же Турция — это настоящий хаб для людей из разных частей мира, а наша аудитория — это уже и правда весь мир. Так идея, которая лежала несколько лет, стала реальностью, и мы начали подготовку.

Алина: С поиском площадки помогла моя знакомая. Впервые забираясь по серпантину в горы, чтобы увидеть Babakamp, я поняла, что удаленность от цивилизации — огромный плюс. Но когда я нашла там идеальный зал для занятий с панорамными окнами и вид на море с горы, сомнений совсем не осталось.
— Что отличало подготовку к этому фестивалю от других проектов Арт Станции?
Маша: Мы сразу решили, что хотим дать фестивалю имя — оно и стало первой концептуальной особенностью, от которой строилась канва фестиваля. Название придумала Ксения Гурьева — талантливый креатор и копирайтер, участница нашей поездки в Стамбул с Ромой Либеровым. Из названия родилась необходимость делать фирменный стиль — тут нам помогла художница и дизайнер Настя Мясникова, куратор Жирокемпа в 2022 году. А еще мы более осознанно подошли к смысловому наполнению: хотели, чтобы концепция была понятной, полезной и вдохновляющей — тексты для нас создавала Дарина Веселовская, автор Силы ветра и Hedonism Cycling, бывший редактор Яндекса. Никогда прежде мы не подходили к визуальному и смысловому так трепетно.

Алина: Идеей сделать фестиваль на супер-уровне горели все, поэтому были включены в процесс максимально. Мы не стали делать все сами, как это обычно бывает, а привлекли классных ребят для реализации. Придумали название, сделали афишу, развернуто описали программу, договорились о публикациях, печатали буклеты, создали фирменный мерч.
— Как вы составляли программу и выбирали кураторов?
— Что для каждой из вас было самым ожидаемым, а что наоборот произошло совершенно спонтанно и запомнилось?
Маша: Может прозвучать самонадеянно, но мы всегда уверены, что для каждого участника это будет самым ярким и незабываемым впечатлением, пускай не всей жизни, но хотя бы лета или года. Из самого неожиданного по эмоциям — концерт Саввы Розанова. Хоть мы и планировали его заранее, даже не могли подумать, что это будет настолько круто. Лично у меня случился внутренний катарсис именно тогда, когда я слушала Савву.

Но на самом деле, программу своих практик кураторы чаще всего окончательно формируют после того, как встретятся и увидят участников. Поэтому все то, что происходит на практиках — загадка для всех.

Алина: В таких поездках я уже привыкла не ожидать ничего, потому что предугадать происходящее совершенно невозможно, даже когда прописана программа, тайминг и прочее. Мы всегда оставляем воздух для импровизации, чтобы отталкиваться от конкретных людей и их запросов. И от места, конечно. Но магию жду всегда! И она вновь случилась.

Совершенно спонтанным для меня оказалось, что у всего этого появилась структура. Как более структурному человеку, нежели творческому, мне это очень понравилось! Это означало, что я не только учусь у кураторов, но и они учатся у меня, и в этом симбиозе рождается что-то значимое.
Маша: Наши поездки делятся на два формата: экспедиции и кэмпы. К экспедициям относятся путешествия с большим тревел-маршрутом, туда мы берем фотографов, видеографов, художников и выбираем те направления творчества, которые требуют разнообразного окружения и смены локаций. А кэмп — это всегда что-то статичное, там мы находимся в одном месте и творчество направлено вглубь себя: пластика, танец, актерское мастерство, музыка. Формат фестиваля вырос из формата кэмпа, потому что все дни мы провели в Babakamp и исследовали себя. Нам сразу показалось, что это прекрасная идея, которая идеально ложится в концепцию — объединить перформативные искусства и по итогу сделать красивый перформанс с участниками и кураторами

Алина: Потом мы стали думать, с кем хотим отправиться в это путешествие. Так как изначально искали площадку под кэмп с Максимом Диденко и Владимиром Варнавой, их выбрали сразу. В прошлом кэмпе мы обсуждали, что хочется добавить музыку. Так Максим прислал нам контакт Саввы Розанова, который согласился на авантюру почти сразу. Потом появилась Даша Румянцева и ее работа с голосом.
С Софьей Светлой мы уже работали и нам показалось классным переводить все эмоции после мастерских в спокойную энергию медитаций. И все: сформировался основной пул кураторов фестиваля, не считая специальных гостей, которые приехали по любви — это я про Рому Либерова и Иру Астахову.
— Расскажите о своих личных открытиях и радостях фестиваля
Маша: Я просто хочу процитировать свое же сообщение из чата с участниками феста: «Ну что, хочу поделиться важным — меня размотало так, что несколько дней я не могла собрать мысли воедино и написать, что чувствую, да и по правде говоря не могла вообще понять, что я чувствую и как эти чувства называются. А вчера вечером я вдруг поймала себя танцующей посреди комнаты в наушниках под Radiohead и вдруг поняла: мне как будто снова 17 и это чувство на самом деле — влюбленность. Такая, знаете, с калейдоскопом эмоций и ощущений, когда радостно, грустно, тревожно, легко и еще голова кружится. Но это такое вдохновляющее состояние! И всегда таким для меня было. И эти несколько дней, проведенных вместе с вами, меня разморозили, расколдовали — вы все (мы все) это сделали. Магия! Я влюблена в каждого из вас, в себя, в нас, в эту жизнь, в то, что с нами произошло за эти дни»

Алина: Отмечу несколько моментов, которые меня привели в восторг:
— когда все только приехали и знакомились, я увидела фантастически красивых людей. С кем-то я уже была знакома лично, с кем-то только по переписке, но абсолютно с каждым участником и куратором я до этого общалась. И было так прекрасно, что все эти 45 красивых человек оказались вдруг в одном месте
— после одного из тренингов, когда все сняли маски, я заметила невероятно счастливые глаза всех участников процесса. Не видела столько счастья в стольких людях одновременно примерно никогда
— спонтанная поездка на пляж, где мы были абсолютными детьми, которые закапывались в песок и качались на волнах теплого моря на закате
— ежевечерний закат в молчании с музыкой Шопена
— концерт Саввы Розанова
— звездопад и то, как мы вместе за ним наблюдали
— шаманские танцы и песни у костра
— хоровод в храме автотюна, когда все держались за руки
— то, как лица людей с каждым днем меняются, разглаживаются, становятся яркими и светятся

Я не могу остановиться, потому как будто в этих шести днях было столько прекрасного, что хватит на всю жизнь.
– Когда вы слышите название «Коллективное сознательное», какое воспоминание всплывает первым?
Маша: Для меня это совместный просмотр закатов. Каждый вечер после ужина мы шли смотреть на закат, включали Шопена и долго наблюдали, как солнце садится за горизонт, а после аплодировали солнцу за красивейший из перформансов. Да, каждый вечер мы сознательно выделяли на это время и все вместе занимались только просмотром заката — крейзи. Даже сейчас каждый участник из своего уголка мира присылает в наш чат фотографию заката — это уже коллективно-сознательный
ритуал.

Алина: Сознательное присутствие в реальности. Коллективно.
– Уже знаете, когда и где будет следующее Коллективное сознательное?
Алина: Мы обязательно повторим август и звездопад в Турции в следующем году, весной хотим сделать что-то подобное в России в горах Осетии, а самые ближайшие планы — это январь в Таиланде.
Цитатник фестиваля
Иногда подслушивать не просто можно, а нужно — так Ксюша Карпухина всю неделю записывала, что мы говорим, и теперь из этих фраз хочется составить правила жизни Коллективного сознательного. Так и поступим
Интуиция — путь, по которому можно прийти к своим мечтам
Выдыхай напряжение
Ниже пола не упадешь
Чтобы почувствовать границы, надо удариться
Нужно выйти из токсичных отношений с самой собой
Очень хорошо расслабляться, что бы ты ни делал в жизни
Чем чаще ты чем-то занимаешься, тем лучше получается. Вопрос для себя: в чем я хочу преуспеть и чему посвятить время?
Как относиться к тревожным мыслям? Пропустить её и полюбить себя
Мы сделали зин, чтобы еще лучше запомнить Коллективное сознательное и возвращаться к этим историям, когда захочется. Ведь описать опыт — это словно ввести чит-код в игре. Сохраниться на нужном уровне и продолжать путь, опираясь на пройденное

Даже не знаем, для кого фестиваль был бОльшим подарком: для создателей, кураторов или участников. Каждый сделал Коллективное сознательное незабываемым и ярким, каждый превратил его в параллельную вселенную,
из которой не хотелось возвращаться

Сначала у нас и правда не было планов повторять фестиваль. Но мы ошибались. Январь, Таиланд, Панган — время и место следующего Коллективного Сознательного.
Made on
Tilda